Он мечтает сыграть Обломова, князя Мышкина, Пьера Безухова. Но пока ему достаются роли в сериалах: "Грехи отцов", "Дорогая Маша Березина", "Бандитский Петербург", "Улицы разбитых фонарей", "Госпожа Победа", "Игра онлайн", "Морской узел"... Когда-то Дима окончил Музыкальное училище им. Римского-Корсакова по классу скрипки, играл в профессиональном оркестре, теперь это редкое для драматического актера умение пригодилось для роли композитора Брамса в антрепризном спектакле "Трио". Исаев-Брамс выходит на авансцену и неожиданно для всех извлекает из скрипки божественные звуки.
Исаев не любит тусовок. Мне кажется, что он из тех, кто может долго молчать даже в самой веселой компании, если лично ему невесело среди малознакомых или малоинтересных людей. Он курит сигары на людях и трубку дома, играет в модный сквош, занимается академической греблей.
Дима Исаев - петербуржец или, как теперь говорят, питерец. И этим определяются не только его манеры. Он приветлив и, в то же самое время, сдержан, на вопросы отвечает искренне, не красуясь, - без желания понравиться или удивить. Глядя на него, думаешь, что интеллигентность и естественность - почти синонимы.
- Дима, в одном из своих интервью вы рассказали о том, что именно актриса Ольга Волкова сказала, что вы должны попробовать себя в актерском искусстве...
- Она не только сказала, она буквально притащила меня в театр. Я не собирался идти в актеры, не собирался поступать в Театральный... Но Ольга проявила невероятную силу, упорство и желание. До этого я работал в театре Юрия Тимошевского, читал у него стихи, танцевал, но совершенно не собирался связывать с театром свою судьбу.
- А куда вы собирались поступать?
- В медицинский.
- Каким же врачом вы хотели стать?
- Хирургом.
- Рядовым хирургом, который ежедневно делает свою тяжелую работу?
- В общем, да. Хотя сейчас я уже точно не помню.
Театр, театральный дух, а не просто лицедейство, у него в крови. Родители Димы посвятили свою жизнь Большому драматическому театру под руководством Г. А. Товстоногова. Все знаменитые спектакли этого прославленного театра он еще "застал", видел, пропустил через себя... Запах кулис - запах его детства. Закулисье - привычная и родная среда обитания. Поэтому меня не удивляет, как серьезно он относится к своей работе. За целых два часа (и, как я вижу, первым из всех занятых сегодня в спектакле артистов) Исаев приходит в театр.
- Что вы делаете, когда остаетесь вот так за два часа до спектакля в гримерной?
- Я всегда читаю текст. Даже не из боязни что-то забыть, хотя некоторые спектакли играем очень редко и поэтому текст надо повторять, чтобы на сцене не заниматься идиотизмом, вспоминая слова.
- Вы любите приглашать на свои спектакли друзей, близких? Вас это не отвлекает во время спектакля?
- Нет. Я люблю это делать. Думать о чем-то постороннем во время спектакля для меня невозможно. Вы знаете, либо актер существует в реальности пьесы, и тогда он не играет, а живет, либо, напротив, он только играет. Я предпочитаю первое.
- Ну а как же техника актерская, которая позволяет играть профессионально, не растрачивая себя без остатка?
- Я готов ответить на этот вопрос. Возможно, это западная техника (если я никого не обижу), но я ей не владею. Мне никто никогда ее не объяснял и не показывал. Я не понимаю, как это. Поэтому после, скажем так, не очень для меня удовлетворительного спектакля, мне может быть плохо физически. Потому что то, что мне было дано на этот спектакль, я по каким-то причинам не истратил. Это останется во мне и будет элементарно гнить.
- А что вы чувствуете после хорошего спектакля?
- Готовность сыграть его еще раз сразу. Появляется внутреннее ощущение чего-то хорошего, что удалось тебе в этот день. Ты сделал что-то важное кроме того, что проснулся и прошелся по улице. И то, что ты отдал зрителю, он вернул тебе аплодисментами. Вот и все. Это наша работа и наша жизнь.
- В интервью одному из интернет-сайтов на вопрос, какой фактор является для вас решающим при выборе новой роли, вы ответили: "Гонорар". Чего в этом ответе больше - иронии или истины?
- Все зависит от материала, который предлагают. Бывает материал, за который я возьмусь, потому что мне будет важен гонорар, бывает и так, что гонорар мне будет совершенно не важен. Конечно же, это был ироничный ответ.
- Помните остроумную фразу Фаины Раневской: "Деньги кончатся, а позор останется". Это вас не смущает? Или до позора пока еще не доходило?
- Доходило, доходило... Но тут вступает в силу другой фактор. Очень хочется кушать. Работу надо делать честно, но что в итоге получится в каждом конкретном случае, я не знаю. Ставить на актерстве крест и говорить: "Я буду ждать потрясающего материала" - не хочется, и это даже глупо. Мы привыкаем к определенным условиям жизни. Я чего-то достиг, завоевал для себя. Я не хочу это терять. Я буду идти дальше. Легко объявить всем, что вот "этот материал плохой" и "вот этот". Я все равно попробую сделать его хорошо. Если не получится, значит, грубо говоря, позор на пленочке останется. И вообще, вести разговор о разных уровнях материала - это не моя профессия. Пускай этим занимаются критики, журналисты, поклонники (слава Богу, что они есть). Пускай они решают, что было хуже, что было лучше.
Роль Иоганна Брамса в спектакле режиссера Петера Штейна "Трио", поставленного по пьесе Израелы Маргалит, 22-я заглавная роль в театральной актерской карьере Дмитрия Исаева. Много это или мало? Думаю, совсем немало для 33-летнего актера. В родном Санкт-Петербурге Дима выходил на сцену и в классическом репертуаре: произведениях Чехова, Островского, Шекспира, Гюго, Ибсена, Метерлинка, и во французских водевилях и опереттах. Успел поработать в Театре им. Комиссаржевской, "Приюте комедиантов", "Русской антрепризе" им. Андрея Миронова. Наиболее значимыми работами, состоявшимися в родном Санкт-Петербурге, считает заглавные роли в спектаклях "Отверженные", "Доходное место", "Смех лангусты".
- Бывает ли так, что перед кем-то из ваших коллег вы робеете, волнуетесь?
- Знаете, в любом случае знакомство такого рода всегда вызывает у меня волнение. Я в этом смысле неуравновешенный типчик. Из актеров западной школы мой кумир - Марлон Брандо. Он - великий артист. Мне кажется, что ему воздали недостаточно почестей. Из русских актеров мой кумир - Евгений Урбанский. Это мужчина в полном смысле этого слова. Прекрасны Василий Лановой и Вячеслав Тихонов. Красив Николай Караченцов, хотя похож на черта. Это не писаная красота а-ля Дольче Габбана, но эта красота - настоящая. На сцене, в кино я хочу видеть героя - мужчину в полном смысле этого слова, он должен быть красив! Сейчас эпоха некрасивых людей на сцене и в кино. У нас много хороших актеров, но среди них очень мало красивых людей. На сцене мало красивых женщин, но, слава Богу, их больше, чем мужчин. Красота очень нужна. И мы все очень хотим этой красоты, но почему-то старательно от нее отбиваемся.
- Мне кажется, спектакль "Ленинградский романс", поставленный по знаменитой пьесе Арбузова "Мой бедный Марат", где вы играете Леонидика, сегодня один из самых интересных в Москве. В нем сочетается и прекрасная литературная основа и то, что обуславливает коммерческий успех, - трогательная история любви трех молодых людей в исполнении трех "раскрученных" звезд: Кати Климовой, Игоря Петренко, Димы Исаева. И я знаю, что все 30 спектаклей уже сыгранных прошли на аншлагах...
- В начале работы у меня был почти что шок, поскольку я умудрился посмотреть на кассетах спектакль "Мой бедный Марат", поставленный Эфросом. Я понимал, о чем это, потому что я ленинградец, мне был понятен и близок рассказ о блокаде Ленинграда. И, тем не менее, я был в недоумении.
- Почему в недоумении?
- Первый акт спектакля, в том виде, в котором он подавался, вызывал у меня внутреннее разногласие. Я снова пересмотрел спектакль Эфроса и понял, что сегодняшний зритель не стал бы его смотреть. Теперь это спектакль для домашнего просмотра. Я включаю запись и получаю наслаждение от того, как играют знаменитые актеры. Во-первых, мы бы просто это не сыграли на том же уровне, мы пока этого еще не можем. Во-вторых, в том варианте, в котором он был тогда сыгран, он неприемлем сейчас. И если бы сейчас его попытались подать вот в таком виде, тяжело было бы зрителю это воспринимать.
- Дима, не тяжело вам в жизни от того, что вам многое дано чувствовать и понимать?
- Во-первых, это нужно, чтобы понимать свою профессию, а потом... Человеку никогда не дается больше того, что он может унести.
- Свое будущее вы связываете только с театром и кино или "возможны варианты"?
- Насчет будущего я пока не знаю. Возможно, что я буду заниматься чем-то еще. Не могу сказать, что сейчас я фанатично настроен только на актерскую карьеру.
- То есть нельзя сказать, что вы заболели сценой?
- Я привык справляться с болезнью. По-другому в нашем мире нельзя. И если раньше я, возможно, сказал бы вам "если не театр, то - всё, моя жизнь кончена", то сейчас отвечу уже по-другому.
- А в каком возрасте произошла эта перемена?
- Вы знаете, кроме театра я много где работал, и был такой период, когда у меня было 7 профессий, которыми я мог зарабатывать себе на хлеб. Я приобретал все эти умения не для того, чтобы подстраховаться, - нет, я делал это абсолютно бессознательно. Только потом пришло осознание того, что жизнь продолжается, даже если у тебя что-то не идет, не получается. Можно, конечно, загнуться от водки, но ведь можно этого и не делать. Это опять же тебе выбирать. Всегда есть шанс многое еще увидеть, попробовать, сделать.
- И кому-то что-то доказать.
- Нет. Кому? Что? Кому нужны эти доказательства? Я не соперник и не вижу смысла в каком-то соревновании, особенно в актерской профессии.
- Тем не менее, есть в жизни такая жестокая игра, когда тебе дают оценку - успешный ты или нет.
- Если найдется ради чего, то - да, пожалуйста. Можно работать ради оценки, ради очень большого количества денег, которое человеку все равно не поможет ни в чем, если внутри будет разболтанность. Про себя могу сказать: сейчас я занимаюсь актерской профессией ради собственного удовольствия, и к тому зарабатываю этим на хлеб. Это счастье.
- У вас две дочки - близнецы Соня и Полина. Сложно быть отцом двух дочерей 11 лет?
- "Родитель не тот, кто родит, а тот, кто ростит", поэтому я не могу назвать себя в полной мере их отцом.
- Они ходят в театр?
- Да, потому что их мама - актриса, и вся их новая семья принадлежит к театральному миру.
|